Определены дополнительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения
12.07.2025

Под
председательством Президента Шавката Мирзиёева 9 июля состоялось
видеоселекторное совещание по мерам обеспечения безопасности дорожного
движения, улучшения инфраструктуры и снижения заторов на дорогах.
В этом направлении
проводится конкретная работа. За последние годы на строительство и ремонт дорог
было выделено 61 триллион сумов — это в 3,5 раза больше по сравнению с объемами
финансирования до 2017 года.
Была внедрена
система онлайн-обращений, что позволило сократить количество посещений
подразделений дорожной безопасности на 50 процентов. 3 365 сотрудников службы
дорожной безопасности были обеспечены электронными планшетами и бодикамерами.
Введена практика автоматической фиксации нарушений и принятия решений с
использованием искусственного интеллекта. В городах организованы специальные
полосы для общественного транспорта.
В прошлом месяце
были введены и новые послабления для водителей. Так, впервые нарушившие правила
водители теперь не штрафуются, а получают предупреждение. Отменена фиксация
пересечения дорожной разметки камерами. Разрешено движение по полосам для
общественного транспорта в вечернее время. Запрещено проводить дорожные работы
в дневное время. В местах установки радаров стало обязательным размещение
соответствующего дорожного знака.
Тем не менее, в
данной сфере остается немало актуальных проблем. Прежде всего –
дорожно-транспортные происшествия. В прошлом году зарегистрировано 9 364 таких
случая, в результате которых пострадали почти 9 тысяч граждан, а 2 203 человека
погибли.
– То, что в каждой
четвертой аварии погибает человек, а в среднем каждый день мы теряем по шесть
жизней, должно серьезно волновать всех, – отметил Шавкат Мирзиёев.
Безопасность
дорожного движения, прежде всего, зависит от состояния и удобства дорог. В ряде
районов инфраструктура улучшена, благодаря чему удалось снизить количество
аварий. Однако в 20 регионах уровень ДТП остается высоким. В целом, ущерб от
аварий составляет в среднем 0,4 процента ВВП страны.
В связи с этим на
совещании было объявлено о запуске Национальной программы «Безопасная дорога».
Будет заново создан Фонд «Безопасная дорога и безопасный пешеход», он будет
переведен под управление правительства. В этом году фонд, по предварительным
расчетам, получит 400 миллиардов сумов из различных источников.
В каждом регионе
будет открыт отдельный расчетный счет фонда. Предприятия в системе МВД,
отвечающие за установку дорожных знаков, светофоров и нанесение разметки, будут
переданы в региональное подчинение.
Деятельность фонда
будет прозрачной — в его состав войдут руководители территориальных управлений
дорожной безопасности, дорожных служб и представители общественности. В первую
очередь средства будут направлены на устранение аварийных участков. Работы начнутся
с 23 опасных отрезков на магистралях общей протяженностью 175 километров.
Также во всех
районах созданы отдельные дорожные фонды. В скором времени заработает
электронный портал, где жители смогут указывать места, нуждающиеся в установке
знаков, светофоров или пешеходных переходов. Впоследствии на портале будут
размещаться фото- и видеоматериалы об исполнении этих предложений, и жители
смогут оценивать работу.
Поставлена задача с
использованием новых возможностей улучшить дорожное движение и значительно
сократить число аварий с тяжелыми последствиями.
Еще одна проблема –
недостаток разворотных участков. Хотя на автодорогах имеется более 1 200 мест
для разворота, только 146 из них исполнены в форме надземных или подземных
развязок. Из более чем 10 тысяч пешеходных переходов лишь 154 имеют подобное
решение.
В этой связи
Министерству транспорта поручено совместно со Всемирным банком провести
диагностику соответствия международных трасс Ташкент – Самарканд – Термез,
Ташкент – Ферганская долина и Самарканд – Бухара требованиям безопасности. На
основе анализа будут разработаны проекты по обеспечению безопасных разворотов и
пешеходных переходов, а также улучшению системы знаков и разметки.
Система
междугороднего общественного транспорта в стране пока не отлажена. Автобусы
отправляются не по расписанию, а после заполнения 40–50 пассажирами.
Поэтому на
совещании были определены меры по развитию общественного транспорта,
обслуживающего средние и дальние маршруты. В частности, для Ташкента и
межрегиональных маршрутов будет применен особый подход.
Во-первых,
общественный транспорт столицы перейдет на единую агломерационную систему,
охватывающую все прилегающие районы Ташкентской области. Для этого 20
маршрутов, доходящих до окраин Ташкента, будут продлены на 15–20 километров, а
также откроются еще 6 новых маршрутов. До сентября в столицу поступит 200
автобусов, а в следующем году – еще тысяча. В результате ожидается сокращение
трафика в Ташкенте на 25 тысяч легковых автомобилей.
Во-вторых,
улучшится межобластное автобусное сообщение. Для этих перевозок будет
предоставляться субсидия за каждого пассажира. Льгота на утилизационный сбор
для автобусов будет продлена еще на три года и распространена на микроавтобусы.
Таможенные льготы для туристических автобусов и микроавтобусов также будут
действовать в течение трех лет и на весь общественный транспорт.
Известно, что одной из причин заторов является нехватка парковочных мест. Из-за этого в Ташкенте и других крупных городах водители вынуждены ставить машины вдоль проезжей части. Некоторые улицы рядом со зданиями министерств, ведомств и хокимиятов были перекрыты.
Ответственным лицам
поручено устранить такие случаи и демонтировать все необоснованные
запретительные знаки на улицах возле госучреждений и махаллей.
Министерству
транспорта поручено создать электронную платформу для диалога с водителями и
изучения их проблем.
Повышение культуры
вождения также остается крайне актуальной задачей. В прошлом году было
зафиксировано около 20 миллионов грубых нарушений ПДД. У некоторых водителей
это носит хронический характер.
Для борьбы с этим
будет внедрена программа «Злостные нарушители». Тем, кто повторно нарушит
правила — двигается по встречной полосе, проедет на красный свет или
значительно превысит скорость, — не будет предоставляться скидка на штраф в
течение года. Если водитель допустит более 10 таких нарушений в месяц, он может
быть лишен водительских прав сроком до шести месяцев. За превышение скорости в
2–3 раза возможно лишение водительских прав насовсем.
Иногда решение о
штрафе выносится через несколько месяцев после нарушения, что вызывает
недоумение и протесты. Теперь, если с момента нарушения прошло более месяца,
штраф не будет применяться.
Новая система
подготовки водителей начала давать результаты. Однако необходимо повышать
знания и дисциплину пешеходов, особенно молодежи. В этой связи в школах и
детских садах будут обновлены программы по безопасности дорожного движения.
Соревнования «Зеленый свет» будут возобновлены, а победителям в республиканском
этапе будет вручаться приз Президента. Также будут созданы видеоконтент и
анимационные ролики по ПДД.
На совещании
заслушана информация ответственных лиц о реализации поставленных задач.









